Сегодня лидерами глобального развития становятся те страны и регионы, которые способны создавать прорывные технологии и на их основе формировать собственную мощную производственную базу.
Качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства и, что принципиально важно, основой его технологической, экономической независимости.
23.06.2014 г.
Заседание Совета по науке и образованию РФ
В.В. Путин

Как готовить современных инженеров?

26.12.2017

В рамках просветительского проекта Совета ректоров вузов и правительства Тюменской области «Современный университет: проблемы и перспективы» обсудили проблемы подготовки инженерных кадров. По этому поводу за круглым столом собрались ученые и преподаватели тюменских вузов, руководители и специалисты ряда местных и федерального значения компаний и предприятий. Модератором мероприятия выступил известный ученый и специалист в этой сфере – доктор технических наук, профессор, президент Ассоциации инженерного образования России Юрий Похолков.

Две противоположных оценки – «российское инженерное образование лучшее в мире, но, к сожалению, в мире об этом не знают» и «в числе лучших инженеров ведущих компаний мира – выпускники российских вузов» – стали своеобразной основой большого разговора.

– Сегодня явно просматриваются противоречия между требованиями работодателей и системой подготовки специалистов в вузах. В этих противоречиях есть вина и бизнеса, и власти: первые не могут аргументированно сформулировать заказ на компетенции специалиста, вторые – создать эффективное законодательство в сфере подготовки кадров, – считает Ю. Похолков.

Согласны с этим и работодатели. Приводились примеры «доводки» молодого специалиста к необходимому предприятию уровню: выпускник вуза – помощник инженера (3 года) – инженер (2–3 года) – квалифицированный специалист.

Констатируя подобные факты, участники круглого стола большую часть разговора посвятили все-таки поискам путей и методов реформирования инженерного образования. В числе таковых назван переход на новые образовательные программы и технологии. Причем они требуют обновления буквально каждые два-три года. Среди признанных эффективными сегодня – практико-проектно-ориентированные образовательные технологии, выполнение реальных проектов во время обучения, «длинные» практики, блочно-модульный принцип организации учебного процесса, включающий 2–3 недели контактного обучения по триместрам, трудоустройство по специальности в процессе обучения и т.д.

Надо отметить, что парадигма Политехнической школы ТюмГУ вполне соответствует выводам ученых и практиков о современных составляющих системы подготовки инженерных кадров, многие из которых уже сегодня вполне успешно реализуются здесь совместно со специалистами Газпромнефти и других индустриальных партнеров в магистерской программе «Концептуальный инжиниринг месторождений нефти и газа». Это прозвучало в выступлениях директора школы Михаила Писарева, заместителя генерального директора по концептуальному инжинирингу и подготовке капстроительства ООО «Газпром Нефть – НТЦ» Юрия Максимова.

Круглый стол дал старт целой серии мероприятий в рамках проекта «Современный университет: проблемы и перспективы» с участием известного ученого – в настоящее время Ю.П. Похолков проводит в ТюмГУ лекции и семинары.

 

Источник:
Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ  

   


Возврат к списку



Anything in here will be replaced on browsers that support the canvas element